LBS: европейская альтернатива Гарварду
London Business School (LBS) — еще очень молодое учебное заведение: в 2005 году школе исполняется 40 лет. Конечно, по сравнению с Кембриджем и Оксфордом, старейшими университетами Британии, основанными в XIII веке, или первыми американскими бизнес-школами, открытыми в начале XX столетия, возраст LBS никак не назовешь почтенным. Но за эти годы она сумела вырасти в одно из самых уважаемых учебных заведений планеты.
Причем до конца 80-х LBS ничем особенным не выделялась на общем фоне, но благодаря разработке уникальной стратегии обучения и инновационным технологиям, привнесенным в учебный процесс новой администрацией, школа за несколько лет превратилась в общемировой брэнд. Бывший декан Джон Куэлч сформулировал важнейшие принципы, на которых строится идеология LBS: знание, профессионализм, новаторство, интернационализм и студенческое братство.
Настоящий прорыв на первые строчки рейтингов LBS совершила после прихода на пост декана в 2002 году Лоры Тайсон, бывшего советника Билла Клинтона и руководителя американской бизнес-школы Haas. Она в первую очередь занялась налаживанием связей с другими бизнес-школами (сегодня LBS осуществляет программы обмена студентов с 30 колледжами и университетами) и привлечением новых талантливых преподавателей, которые бы пополнили исследовательскую базу школы. Но главным достижением декана, позволившим LBS довольно спокойно пережить мировой экономический кризис, стала реорганизация Центра карьеры.
Подразделение расширили, привлекли к работе новые высококвалифицированные кадры (директором назначали консультанта McKinsey Грехэма Хасти). Если раньше с работодателями школу связывали довольно формальные отношения, то теперь ситуация в корне изменилась: каждый сотрудник центра отвечает за одно направление — консалтинговые, финансовые или промышленные компании. Последние два года там уделяют особое внимание подготовке студентов к поиску будущего места работы: их учат писать резюме, отвечать на каверзные вопросы на тренировочных собеседованиях и как можно раньше задумываться над тем, как реализовать собственные желания и возможности.
Консолидированные усилия сотрудников LBS привели к тому, что занимавшая в 2002 году девятое место в рейтинге авторитетного издания Financial Times школа всего за два года поднялась на четвертое место.
Почему LBS? Почему, выбирая из огромного числа бизнес-школ (в одних Штатах их порядка девятисот, в Великобритании — больше ста), многие останавливаются на LBS?
Зоя Зайцева, исполнительный директор MBA Consult, считает: «LBS традиционно сильна в финансах. Это главный слоган школы. Плюс это брэнд, который известен во всем мире, не только в Европе. И школа предлагает пять уникальных специализированных программ. Почему еще надо предпочесть LBS? Это Лондон. Это очень удобно в плане рекрутинга. Здесь находятся head-офисы почти всех крупных компаний, которые представляют интерес для выпускников. Это школа, которая имеет партнерство с другими школами бизнеса, то есть студенты могут ездить по обмену. И конечно, богатый состав выпускников».
Сергей Плотников, вице-президент по развитию бизнеса «Системы-мультимедиа», называет две причины, по которым он остановил свой выбор на LBS: «В первую очередь из-за брэнда. В наше время, когда у тебя в „кармане“ есть брэнд, ты получаешь гораздо большую отдачу от приобретенного. Образование, понятно, очень хорошее, Лондон — очень здорово, но нужен еще брэнд. У LBS он есть, и он везде признан. Второе — это international. Мне хотелось остаться в Лондоне и попробовать сделать международную карьеру».
Сильных сторон у LBS, как у любого учебного заведения подобного уровня, множество. Репутация и качество образования, что гарантирует высокую зарплату выпускникам, ни у кого не вызывает сомнений. Но есть особенности, которые отличают Лондонскую школу бизнеса от других.
Впечатляет ее теоретическая, научная база, которую признают лучшей среди неамериканских MBA. В отличие от континентальных европейских бизнес-школ, которые в большей степени ориентированы на практику, Лондонская школа бизнеса по праву гордится своим исследовательским потенциалом и постоянно работает над его расширением. Декан Лора Тайсон объявила, что в недалеком будущем сделает из LBS второй Гарвард. Сергей Семенцов, кандидат экономических наук и руководитель департамента по развитию рынка услуг в компании KPMG, видит сильные стороны LBS в следующем: «Обучение там сочетает основательность британской научной школы и прагматизм, ориентацию на решение конкретных проблем, присущую школам бизнеса США».
Лондонская школа бизнеса по праву гордится своим блестящим преподавательским составом. Многие профессора школы — бывшие или продолжающие практиковать предприниматели. Школа имеет явное преимущество перед многими другими: поскольку LBS находится в центре Лондона, преподаватели имеют возможность часто приглашать представителей крупных компаний на занятия.
Многие выпускники, говоря о LBS, отмечают, что учеба здесь проходит в атмосфере кооперации, а не конкуренции, что характерно для других бизнес-школ. Дискуссии на занятиях построены в основном на общении учащихся. Поэтому в школе очень многому учатся друг у друга. Джулия Марш, заместитель директора Центра карьеры, отмечает: «В LBS царит действительно особенная атмосфера. Отличие школы в том, что она поощряет более дружеские отношения. Нам важно, чтобы задачи решались командно, а не индивидуально, не одним человеком за счет другого. И из-за того, что наша школа международная, люди становятся более открытыми, более терпимыми — к разным характерам, к разным чертам. Для нас принципиально, чтобы не было никакой предвзятости с точки зрения расы или финансового положения. Эти принципы — часть культуры школы».
Интернациональность — определяющее понятие для LBS. Школа располагает наиболее интернациональным составом учащихся (85% студентов программы full-time MBA — иностранцы) и профессорско-преподавательским составом среди десяти лучших бизнес-школ мира. Здесь полагаются на космополитический опыт. Андрей Савельев, председатель правления МДМ-банка, считает, что между европейскими и американскими бизнес-школами есть большая культурная разница: «Европейские бизнес-школы продвигают идею многонациональности, они более толерантны к выходцам из других стран… Кроме того, европейские бизнес-школы уделяют значительно большее внимание изучению вопросов, связанных с Россией и восточноевропейскими развивающимися рынками… Идя в европейскую бизнес-школу, вы получаете такое же отличное, фундаментальное образование, как в американской, но вы гораздо более приближены к вопросам, которые интересуют Европу, как Западную, так и Восточную». Таким образом, выпускники европейских MBA-программ все чаще оказываются более востребованными на рынке, ведь они способны с максимальной эффективностью организовывать бизнес вне зависимости от культурных особенностей страны. Специалисты подчеркивают, что эта разносторонность является одним из самых прогрессивных достижений в сфере бизнес-образования.
Многие студенты LBS считают, что возможность стажироваться в разных странах — большой плюс школы. Андрей Малышев, заместитель начальника управления корпоративных финансов Альфа-банка, отметил: «Самые яркие впечатления за время учебы связаны с двумя стажировками вне Англии. Мы ездили в ЮАР и Польшу. Во время подобных поездок приобретается громадный культурный опыт. И это еще одна возможность проверить свои знания на практике. Ведь тебе дается всего две недели, чтобы оценить незнакомый бизнес и повлиять на ситуацию. В Южной Африке мы стажировались в одной из крупнейших финансовых корпораций. И за одну неделю смогли разобраться в слабых и сильных сторонах компании, а за вторую совместно с их менеджерами разработали программу по улучшению ситуации. И то, что это сработало, дало дополнительную уверенность в своих силах».
Немаловажным фактором для российских абитуриентов при выборе LBS является отлаженная система финансирования иностранных студентов. Самый выгодный кредит россиянам выдает британский банк HSBC. Принципиально важно, что кредит дают не только на оплату обучения, но и на расходы по проживанию, и он должен быть возвращен в течение семи лет после выпуска.
LBS известна организованным сообществом выпускников, которые активно помогают молодым коллегам «устроиться в жизни». Сергей Семенцов так объясняет эту особенность: «Окончив бизнес-школу, ты входишь в особый клуб, который образуют ее выпускники и преподаватели. Связи, которые я приобрел 15 лет назад, поддерживаются и сейчас: мы без труда можем найти любого из выпускников и встретиться с ним». Джулия Марш считает, что существует типаж студента LBS: «Они отличаются от людей, учащихся в других школах. Работодатели, с которыми мне приходилось сотрудничать, часто отмечают, что наши выпускники, с одной стороны, очень профессиональные, с другой — гораздо более доброжелательные и коммуникабельные. Это умные, но очень человечные люди».
И наконец, огромный плюс школы — ее месторасположение. Великобритания находится в самом центре западного мира. Поэтому ее часто называют мостом, связывающим корпоративную Европу и Северную Америку. К тому же Лондон — один из самых красивых и веселых городов мира.
На вопрос, что дала вам LBS, Владимир Савов, аналитик ФК «Уралсиб», ответил: «Расширила кругозор, дала основу по general management, глубокие познания по финансам, много новых друзей, гораздо более широкие возможности для реализации. Когда учишься в LBS, чувствуешь, что находишься на передовом рубеже бизнес-мышления и практики».
Дорого и сложно. Что может отпугнуть потенциальных студентов от LBS? Во-первых, дороговизна обучения. Двухлетний курс MBA стоит порядка $75 тыс. (это сравнимо со стоимостью обучения в американских топ-школах, но значительно дороже, чем в европейских). Во-вторых, дороговизна проживания: Лондон общепризнанно является одним из самых дорогих городов мира. Проживание здесь обойдется примерно в $20 тыс. на человека в год.
В-третьих, в Лондонскую школу бизнеса чрезвычайно сложно поступить. Сдерживающие факторы: огромный конкурс и жесткие требования к абитуриентам.
Андрей Малышев поделился с «Ф.» собственным видением недостатков LBS: «Слабая сторона в LBS есть: программа не выстроена под людей, которые не живут непосредственно в Англии, а прилетают на занятия. Если в первый год обучения я жил в Лондоне, то во время второго года вынужден был приезжать из Москвы. Практически нереально — прилетать на одну пару во вторник, потом — в пятницу. Поэтому, хотя школа и предлагает 75 свободных курсов, приходится выбирать из тех, которые проходят в выходные дни. Выбор таким образом сужается примерно до 20 предметов. Но в последнее время школа старается устраивать так называемые block-week, когда занятия по одному предмету ведутся всю неделю. Это гораздо удобнее».
Сергей Плотников отметил, что, хотя LBS и дает возможность найти работу в Англии, все не так просто, как хотелось бы: «Разочарование случилось не во время учебы, а после. Я думал, что, оставшись работать в Лондоне, смогу быстро строить карьеру. Это оказалось иллюзией. Там очень серьезная конкуренция. И чтобы опередить местных специалистов, которым все равно оказывает предпочтение работодатель, надо быть на несколько голов выше».
Место встречи — Россия. В мире насчитывается около 850 российских выпускников LBS (это не только те, кто обучался по основным, двухлетним или однолетним, программам школы, но и те, кто проходил там стажировки в течение нескольких месяцев). «Выпускники LBS — это сообщество людей, которые сделали схожий выбор в жизни и этим гордятся, — считает Владимир Савов. — Я поддерживаю отношения с бывшими сокурсниками, которые сегодня разбросаны по всему миру. Они работают в Москве, Лондоне, Мельбурне, Нью-Йорке, Брюсселе и т. д.».
Если еще несколько лет назад прибывшие из России в LBS студенты по окончании учебы старались остаться на Западе, то сейчас в связи со стабилизацией российской экономики все большее количество выпускников возвращается работать на родину.
В Москве существует Клуб российских выпускников LBS. И хотя бывшие студенты — люди занятые, каждый последний четверг месяца они собираются в одном из столичных клубов. Количество собравшихся зависит от повода: на рядовые собрания приходят 10-15человек, на следующую встречу, в преддверии Нового года, наверняка придут многие.
КОММЕНТАРИИ
Андрей Савельев, председатель правления МДМ-банка:
— Основная ценность бизнес-школы «высшей лиги», к которым, безусловно, относится LBS, заключается в том, что она радикально расширяет горизонты мышления. Помимо получения отличного образования по управлению крупными коллективами, глобальному маркетингу, финансам и другим дисциплинам вы активно вовлечены в жизнь школы. Вы учитесь с людьми, которые пришли из абсолютно разных сфер жизни и различных культур. Вы понимаете, как мыслят англичане, французы, немцы, японцы, китайцы, индийцы, американцы. Вы рассматриваете поведение крупнейших международных компаний в различных ситуациях рынка. У вас расширяется кругозор, вы выходите из узкоспециализированной отрасли, которой занимались до этого, уезжаете из страны, в которой работали, и попадаете в широкое международное поле. И после окончания обучения у вас есть выбор: вернуться в ту же страну и в ту же специальность или поменять их. У нас были примеры, когда немецкие юристы после бизнес-школы уходили в американские инвестиционные банки. Или британские инженеры, которые до прихода в LBS не соприкасались с финансами, после выпуска работают трейдерами по акциям в японских банках. Вот эту возможность им и дает бизнес-школа.
Ольга Дунаева, генеральный директор торговой компании ООО «ЛВБ»:
— LBS известна своей безупречной репутацией: профессионализм, инновация, преобразование. Также программа Advanced Development Program полностью соответствовала моим потребностям в обучении. LBS дала мне новые знания, новый опыт. Качественное образование, которое определяется не только багажом приобретенных знаний, но и умением их использовать на практике, в реальном бизнесе. Конечно, знакомство с профессиональным опытом коллег из других стран и других индустрий. Это было стопроцентное погружение в процесс (учеба начиналась в 9.00 и заканчивалась в 22.00). Это время, проведенное с огромной пользой и интересом. Безусловно, я использую полученные знания в работе, и довольно часто. В целом хотелось бы сказать, что программа помогла мне перейти на качественно другой профессиональный уровень, помогла структурированно соединить и переосмыслить практический опыт и теоретические знания. Возможно, мне удалось бы добиться таких же успехов в бизнесе без LBS, но за более долгий период.
Маргарита Удовиченко