Бизнес-школы в Украине

Что отличает украинца от того же американца? Варианты ответов заработная плата, счет в банке и условия жизни в расчет не принимаются. А между тем, за долгие годы строительства коммунизма мы приобрели неискоренимую тягу к знаниям и святую веру в полезность образования. Именно эти два качества выгодно отличают активное население, которое, не удовлетворившись, традиционным высшим, стремится получить еще и «бизнесовое» — степень магистра бизнес-администрирования, то бишь MBA.

Почему и как учат


Программы MBA известны в мировой практике как стандартный образовательный продукт и не отличается какой-либо выраженной национальной спецификой. Украинские бизнес-школы позиционируют себя как заведения, ориентированные на потребности реального бизнеса в реальных условиях. Обучение обходится в 4-10 тыс. долларов ежегодно и длится 1-2 года. Чаще всего используется очно-заочная и вечерняя формы обучения, хотя в последнее время, все более популярно дистанционное обучение посредством Интернет.



По мнению г-на Мертенса, академического вице президента  Международного института бизнеса, «лучшие украинские бизнес-школы, как по набору услуг, так и по модели ведения бизнеса, целям и ценностям, во многом похоже на западные». В то же время каждая из перечисленных бизнес-школ старается так или иначе выделиться. Кто-то предлагает демократичные цены, кто-то акцентирует внимание на постоянно работающей иностранной профессуре или на исследовательском потенциале профпедсостава, кто-то просто делает «бизнес в стиле фанк»…
Как показывает практика, всем отечественным провайдерам  MBA-программ присущи одни и те же детские болезни роста:


• недостаточно высокий уровень квалификации преподавателей: отечественных обвиняют в отсутствии опыта реальной работы в бизнесе (консалтинг не всегда является таковой), а иностранных в непонимании местной специфика и низком уровне эрудиции.
• Недостаточная интеграция учебных курсов, читаемых привлеченными преподавателями, отсутствие условий для исследовательской работы студентов;
• Несовершенные методики обучения: полезность многих кейсов сомнительна (рассматриваемые ситуации имею слабое отношение к украинской практике предпринимательства или попросту «притянуты за уши»), используемые компьютерные симуляции не адаптированы к нашей специфике ведения бизнеса, а иногда безнадежно устарели;
• Неоднородность аудитории слушателей: экономистам учиться на MBA скучно (много известной информации), неэкономистам – сложно (образ мышления все-таки определяется первой «вышкой»);
• Несоответствие реальных условий обучения задекларированным ценностям: не всегда студент рассматривается как покупатель услуги, часто преподаватели «академического» толка не умеют устанавливать контакт со взрослой аудиторией, состоящей из успешных бизнесменов.


То бишь налицо, по меткому выражению г-на Мертенса, «неразвитость рынка, которая проявляется, при отсутствии объективных критериев и стандартов качества школ и предлагаемых программ, в несформированной культуре взаимоотношения бизнеса и бизнес-образования».


Основные игроки рынка
Традиционно  степень MBA входит в «ассортимент» образовательных услуг Киево-Могилянской бизнес-школы (kmbs), Киевской бизнес-школы при Киевском институте инвестиционного менеджмента (КБШ при КИИМ), Львовского института менеджмента (ЛИМ), Междунардного института бизнеса (МИБ), Международного института менеджмента (МИМ), Центра магистерской подготовки при Киевском национальном экономическом университете. В 2004 году этот перечень пополнился IBR (немецкий Institute of International Business Relations), ранее сотрудничавший с КБШ, а ныне решивший перейти в разряд самостоятельных игроков. После задержки на старте повышенную активность проявил и «нархоз» (Национальный экономический университет), открыв две совместные с иностранцами программы: украинско-французскую и украинско-канадскую.


Рыночные перспективы
Большинство аналитиков сходятся во мнении, что спрос на MBA-программы будет расти еще несколько лет, а затем стабилизируется на достаточно высоком уровне. По словам г-на Будзана «определять развитие этого рынка в течении ближайших лет будут такие тенденции, как корпоративные альянсы бизнеса и бизнес-школ (подобные корпоративной программе МИМ для работников АППБ «Аваль»); интернационализация программ за счет привлечения зарубежных партнеров (хотя не всегда уделяется внимание положению последних в мировых  «табели о рангах»); разработка отдельных образовательных продуктов для высшего руководящего состава отечественных компаний».


Слухи же о выходе на украинский рынок российских и западных провайдеров несколько преувеличены: цены их услуг (от 20 тыс. долларов) выше, а для такого позиционирования платежеспособный спрос явно не достаточен. Как сказал в одном из интервью Леонид Евенко, президент Российской ассоциации бизнес образования, «чтобы говорить о приходе мощных иностранных игроков, Украине нужен реальный экономический подъем».


Так что, скорее всего, большинству соискателей степени магистра бизнес-администрирования придется иметь дело с привычной обоймой учебных заведений и избавиться от определенных иллюзий.


• Во-первых, никто не в состоянии вести бизнес и управлять компанией, если у обучающегося нет желания приложить хотя бы минимум усилий. Просто преподаватели чуть больше знают и чуть меньше умеют.
• Во-вторых, «корочка» MBA не вызовет прилива нежности у работодателя, если она не подкреплена солидным послужным списком. Если речь идет о кандидате на управляющую начальную и среднюю управленческую должность, такой диплом может даже помешать: никому не нужен псевдопродвинутый специалист с завышенной самооценкой и «зарплатными ожиданиями».
• В-третьих, никогда не нужно перестраивать свой бизнес, подражая героям проработанных кейсов: нельзя войти в одну и туже реку дважды.


И на закуску, авторский прогноз. Основным сдерживающим фактором развития украинского бизнес-образования является недостаточное вовлечение практикующих предпринимателей в ученый процесс. Поэтому реальную пользу программы MBA начнут приносить тогда, когда в Украине накопится критическая масса успешных менеджеров, способных и готовых поработать на ниве просвещения. А пока эта форма образования будет представлять собой что-то вроде клуба делового общения с элементами экономического ликбеза.




Обсуждение закрыто.