В Wharton из Луганска (продолжение)

Да здравствует GMAT. Попытка номер четыре


Итак, GMAT я планировал сдать в июле. На моем пути к бизнес-школам тест был, наверное, основным «камнем преткновения», а, для того, чтобы успеть к следующему сезону, на подготовку оставалось примерно два месяца. Хотелось попробовать немного отдохнуть. Честно, я не мог себя заставить снова готовится – казалось, все задания уже решены, все методики испробованы, а результат заставлял себя ждать. Май шел, а подготовка никак не начиналась. Я в очередной раз решил вернуться в прежний ритм с 1 июня, но… Короче, отдыхом пришлось пожертвовать.

Несмотря на сжатые сроки, с мотивацией в четвертый раз было сложно. А ту еще и работа в иностранной компании — командировки, напряженный график работы – в общем, не до подготовки. Зато работа «погрузила» меня в языковую среду: общение с иностранными товарищами, документация на английском. Думаю, моей вербалке это пошло только на пользу .

Наконец, в конце августа появилось свободное время, и подготовка все-таки началась. Я старался более внимательно вчитываться в задания. Как выяснилось, это помогает. Концепция успешной сдачи была почти ясна. Прочитать основные книги – понять концепции – потом все это переосмыслить и выработать свой подход. К сожалению, рецепт «магического зелья» я раскрыть не могу. Просто потому, что универсального подхода не существует – каждый вырабатывает что-то свое, подходящее именно ему, как рецепт лака для скрипки Страдивари в фильме «Визит к минотавру». Основными компонентами в моем «лаке» были Kaplan, GMAT 800 и Official Guide. Кстати, начинать сою первую подготовку к тесту с практики я бы не советовал. Когда нет четкого понимания концепции решения, огромное количество практики не поможет — важно сначала выработать понимание самой методики. Конечно, обработка и калибровка «Вашей» методики потребует большого количества практических заданий. Но примерно 50% имеющихся в Вашем распорядке заданий лучше оставить для завершающей стадии подготовки.

Мотивация была не очень высокой в отличие от результата, который оказался слегка даже неожиданным – 710. Небольшой совет для поступающих. Есть интересная тактика: не указывать школы до начала теста, а заполнить бумажную форму после получения результата, что позволит Вам реально оценить свои силы. Именно так я и поступил. В итоге, результат GMAT позволил мне расширить список школ, который на этот раз кроме Tuck, Darden, Duke, Michigan Chicago дополнили «тяжеловесы» Wharton и Stanford. На помощь пришла статистика, с которой я более детально познакомился при подготовке к математической секции. Из интересующих меня школ я выбрал те, в которые была реальная возможность поступить. Я посмотрел, сколько студентов ежегодно подают документы в каждую и скольких из них принимают. По статистике я должен был попасть хотя бы в одну школу.

GMAT, TOEFL и рекомендации у меня были. Оставались лишь «маленькие» детали: написать эссе и.. вложиться в график приема документов. Конечно, у меня остались эссе с прошлого года, но мне не хотелось их просто корректировать: если они оказались недостаточно хороши тогда, то не будут эффективными и в этот раз. Оставалось сесть, просмотреть книги и написать. Было ли трудно? Еще бы! Вообще-то, что писать у меня вроде получается неплохо. Встал вопрос: как найти время, когда его катастрофически не хватает? Нужно ставить перед собой жесткие рамки. Например, «пока не напишу три абзаца – из-за компьютера не встану». Причем, пишешь-то для себя, поэтому откровенно халтурить нельзя. Главный принцип, который подчеркивают почти все люди, пишущие что-либо: «Writing is rewriting». Некоторые эссе у меня проходили по 15 раундов переработок. Еще один совет пишущим эссе: перед отправкой, если возможно, дайте почитать свое эссе носителю языка. Желательно, чтобы он имел какое-то представление о лингвистике и понимание того, куда и для чего это эссе написано.

Процесс пошел

В моем списке было семь школ плюс надежда успеть подать документы в Harvard. Перерыв между подачей документов был 2 недели. Чтобы систематизировать процесс, я составил график поступления. Однако его сразу же пришлось пересматривать. Из-за дилеммы подать пакет в сроки или подать качественный пакет «выпала» Tuck. Таким образом, в первом раунде оказались Duke, Chicago, Darden и Michigan, куда и успешно ушли мои документы. Впрочем, неправда: в Michigan подать документы мне помешал … ответ из Duke. Случилось это 16 декабря – меня приняли! Я решил, что школ уровня Michigan в моем списке достаточно, и, несмотря на то, что почти все было готово, не стал отправлять документы. Я подумал, что это время лучше будет посвятить оставшимся на «сладкое» Wharton и Stanford.

Возвращаясь к школе, которая меня приняла первой. Интервью в Duke прошло успешно. Я общался по телефону с выпускницей школы из Москвы. Часть интервью прошла на английском, часть – на русском. Эта школа мне запомнилась тем, что не создавала дополнительных проблем для своих потенциальных студентов.

Шел конец года и последними в моем списке по времени отправления, но далеко не по значению для меня, остались Stanford и Wharton, дедлайны здесь приходились на начало января. Мои документы были готовы уже 28 декабря. Если честно, на счет Stanford иллюзий у меня не было, но я все же хотел попробовать, так как школа особенно сильно в venture capital, а эта сфера меня очень интересовала (и интересует теперь).

Нового года как такового не было – продолжалось написание эссе. Один результат уже был – и это не могло не радовать. 20 января пришел результат из Chicago. Месяцем раньше интервью прошло в непринужденной обстановке в Москве с выпускником школы, вице-президентом ТНК. В итоге, что бы Вы думали? Wait list. После ответа Duke у меня было «легкое головокружение от успеха» и в положительном ответе Chicago я не сомневался. Отказ слегка охладил мой пыл и вернул на землю.

В Darden меня «приятно» удивили. Оказалось, что школа, которую называли не иначе как дружелюбной по отношению к аппликантам, немного не соответствовала своему имиджу. Думаю, дело было в смене директора программы. Во-первых, слишком долго решался вопрос с интервью. Сначала школа настоятельно рекомендовала личную беседу, ближайшие же интервьюеры оказались в Германии и Турции. Интервью все-таки состоялось, но по телефону. Все прошло успешно, однако обещанного результата, который я ждал, как подарок, на мой День рождение, не было. Я написал письмо в школу, но ответа не последовало. Я написал еще раз – результат тот же самый. Я написал интервьюеру, но ее ответ пришел немного позже, чем я позвонил в приемную комиссию. Там на мой вопрос ответить не смогли, обрадовав, что мой файл у директора приемной комиссии, а сама она в отпуске и будет через пару недель, а до тех пор ничего узнать нельзя. Примерно через пять дней пришло письмо от интервьюера – меня приняли, но волокита с процессом получения результата как-то подпортила впечатление.

Радостная новость, однако, в голове у меня была Chicago и ее wait list. Чтобы изменить ситуацию, нужно было постараться сделать максимум: послать в школу дополнительную информацию в виде эссе, а также найти выпускников школы и попросить их написать так называемое support letter. Все это я сделал, более того, поехал еще раз в Москву на форум «Leadership with Chicago BS». Встреча была очень интересной. Среди моих ярких воспоминаний – разговор с профессором и анализ моего пакета документов с бывшей выпускницей Chicago — директором приема в европейский кампус. Первый сказал, что им нужны такие люди, как я, и сам предложил свою помощь. Вторая не нашла никаких значительных изъянов в моих документах. Не смотря ни на что, в середине марта я получил отказ.

Случилось это 20 марта, пятью днями раньше результата Wharton. Сказать, что своим ответом Wharton поднял мне настроение — это не сказать ничего! У меня был напряженный день, я как раз собирался в командировку, никак не мог законектится. Оставалось минут пять до того, как мне надо было выходить. Я зашел на свою аппликацию и увидел «Congratulations!» Ощущение было примерно такое, как у главного героя «Карты, деньги, два ствола» после проигрыша: вокруг все смешалось и поплыло. Разница лишь в том, что для меня это был «выигрыш». Надежда на положительный ответ у меня появилась после получения приглашение на интервью. Я знал, что это значит – я вошел в те 50%, которые продолжили борьбу. Интервью состоялось в Киеве с Джефри Берлином, выпускником Wharton`89. Обычно, интервью в Wharton длится около 30 минут, мое же продлилось более 2 часов. Кстати, еще одни дельный совет поступающим. После каждого интервью не поленитесь написать Thank you letter. Это оставит о Вас приятное впечатление у интервьюера.

Stanford меня не «разочаровал». На интервью меня не пригласили. Это было «черной меткой». Глядя на ответ Stanford с долей иронии, можно сказать, что своим решением он избавил меня от серьезной дилеммы: какую школу выбрать, Stanford или Wharton.

Wharton действительно оказалась «моей» школой, она создала минимум проблем на моем пути. Процесс подачи документов, интервью – все это прошло очень гладко. После поступления – полная информация о школе. Представление о жизни в кампусе может дать отличный сайт школы, на котором разъяснено все: от поиска жилья до получения стипендий. Как выпускники, так и официальные представители школы реагировали на мои самые, казалось бы, нестандартные для них просьбы. Согласитесь, ведь то, что считается в порядке вещей в США, для нас может показаться странным и наоборот. Приятно то, что помогали они с энтузиазмом, а не просто потому, что это входило в их обязанности.

И, напоследок

Думаю, для поступления прежде всего необходимо знать, чего хочешь. Ответ на вопрос зачем приходит потом, по ходу цели корректируются. Зачем мне MBA? Чтобы получить свободу действий или, если хотите, создать возможность управлять своей жизнью.

Продолжая свою мысль, самокритичность также важна, однако без фанатизма — Вы ведь имеете право на ошибку. Еще – настойчивость и вера в себя. Если бы я не сдал GMAT на высокий балл в четвертый раз, я бы сдавал еще. Режим дня, конечно же, необходим, нельзя расслабляться, но все-таки важно держать баланс между тем, что говорит Ваше «Я» и тем фактом, что держать в руках себя все-таки надо. Очень помогает чувство юмора. Примечание: это «рецепт моего лака», и он оказался успешным в моей ситуации. Ваша задача – учесть чужой опыт и выработать свой подход.

В любом случае, помните, все, что не делается – все к лучшему!



Обсуждение закрыто.