Проблемы идеального американского MBA

Адольф Кристьянссон, 31-летний студент Dominion University, приехал в США из далекой Исландии потому, что полагает: «Весь мир является зеркальным отражением того, как американцы делают бизнес. Все страны ориентируются на американские биржи, на американский стиль управления компаниями».


Однако вовсе не все разделяют его мнение. В соответствии с недавним исследованием Graduate Management Admission Council в 2004 году около 74% программ MBA США ощутили на себе резкое уменьшение количества иностранных студентов, приехавших получать заветную степень. Почти половина из 238 программ, которые принимали участие в исследовании, заявили, что в 2004 году по сравнению с предыдущим годом заявок уменьшилось почти на 20%.


В первой половине этого года 30,863 человека сдали GMAT – на 13% меньше, чем в то же самое время в прошлом году. Три четверти программ отметили также резкое уменьшение количества заявок от студентов-американцев. Дафни Аткинсон, директор компании GVRS, находит сове пояснение проблеме: «Снижение количества студентов — скорее, закономерность, чем случайность. В 2001 году в экономике США наблюдался застой, и MBA казалась перспективной инвестицией при безработице. Поэтому 2002 год был пиком для MBA. Теперь наступило время спада, поскольку экономика переживает подъем».


Для американского бизнеса потеря таких студентов как Кристьянссон, который перед получением MBA управлял исландской фирмой из 100 сотрудников, может стать серьезной проблемой. Многие студенты, получившие степень в США, решают не возвращаться на родину, что, естественно, не может не приносить пользу американскому бизнесу. Однако из года в год таких студентов становится все меньше и меньше.


Глава программы Брюс Рабин отмечает, что этой осенью MBA Dominion University получат примерно 10 иностранных студентов из 95. Три года назад эта цифра равнялась 100 из 420 студентов. Другими словами, в 2003 году 24% студентов были иностранными.


Другой пример — The College of William & Mary (Williamsburg). «В этом году количество студентов увеличилось аж на 3 человека (со 187 до 190)», — рассказывает Кетти Петтисон, глава приемной комиссии. Однако процент иностранных студентов упал с 45% до 39%.


The University of Virginia’s Darden Graduate School of Business Administration – одна из наиболее популярных школ США. Она осуществляет куда более серьезный рекрутинг заграницей, чем Dominion University или The College of William & Mary. Однако количество иностранных студентов все равно падает – в этом году из 310 студентов около 27% иностранцев, что на 4% меньше, чем в прошлом году. Для студентов-американцев школа также теряет привлекательность: по сравнению с предыдущим годом количество заявок упало на 22%.


Даже самые популярные бизнес-школы также переживают не лучшие времена. Количество иностранных студентов в University of California-Berkeley’s Haas School of Business упало на 26%. В Wharton School at the University of Pennsylvania, одной из самых уважаемых школ, — на 24%. В University of Michigan – на 30%.


Соответственно, конкуренция между бизнес-школами неустанно растет. Многие европейские школы предлагают очень выгодные условия для студентов из стран Европейского Союза. Американские же школы конкурируют между собой: главным образом, с помощью открытий филий в других странах. Чтобы как-то побороть сложившуюся ситуацию, многие программы начали проводить активную научную работу за границей. Например, Dominion University участвует во многих иностранных форумах MBA. Выпускники и профессора также подключились к работе. Однако, несмотря на все усилия, количество студентов-иностранцев не увеличивается.


Рабин находит тому простое пояснение: «Ожесточившийся контроль получения визы США здорово тормозит процесс. Например, именно из-за этой проблемы студенты из Индии предпочитают свои школы американским. Китайские и восточноевропейские же студенты, похоже, и вовсе разочаровались в MBA».


Ужесточение визового контроля привело к тому, что количество поданных заявок на получение визы для MBA упало на 24%: с 381 тысячи человек в 2003 до 289 тысячи в этом году. Согласно данным Citizenship and Immigration Services в июне 2004 года было продлено только 65 тысяч виз, в 2003 – 201,079.


«Даже если какая-либо компания предложит мне работу, никто не гарантирует того, что я получу визу», — жалуется Кристьянссон. Он также отмечает, что, несмотря на спад потока студентов, цены на обучение несколько поднялись. Например, MBA William & Mary стоит около $31,000 для студентов-американцев и $42,300 для иностранцев. Согласитесь, есть, о чем поразмыслить.


По материалам Vault




Обсуждение закрыто.