Рейтинг BusinessWeek 2004. То, что осталось за кадром
BusinessWeek стал обращать особое внимание на мнение потребителей – с одной стороны, студентов, с другой — работодателей. Их удовлетворение – ключевой фактор в оценке бизнес-школы.
В этом году по 18, 052 выпускающимся классам MBA 94 бизнес–школ США, Европы, Латинской Америки и Азии было разослано 45-вопросную анкету. В исследовании приняли участие большинство школ, хотя Harvard Business School и University of Pennsylvania’s Wharton School отказались делиться информацией. Однако, используя публично-доступные ресурсы, BusinessWeek все-таки «получил» 90 % студентов выпускающихся классов обеих школ. В результате 273 из 757 студентов Wharton приняли участие в исследовании. В целом, назад было получено 10, 074 анкет, то есть 56 % из всех отосланных. В анкете on-line выпускающимся студентам было предложено оценить свою школу по десятибалльной шкале, начиная с качества преподавания и заканчивая эффективностью работы карьерных служб.
50 % результатов было составлено с помощью ответов студентов 2004 года. 25 % — с помощью ответов 10,039 студентов 2000 года и еще 25 % — с помощью 11,518 студентов 2002 года. Это было сделано для того, чтобы окончательные результаты не получились перекрученными из-за нововведений или каких-либо незначительных изменений, недавно произошедших в бизнес-школах. По результам, были также определены школы «неудачники», а также школы «лидеры».
Результаты были проанализированы статистами Девидом М. Риндскопфом и Аланом Л. Гроссом, профессорами психологии в сфере образования в City University of New York Graduate Center, на предмет анормальности. Лишь незначительное количество ответов было отсеяно, в результате голосование студентов составило 45 % положения школы в рейтинге.
К заполнению анкет были привлечены также корпоративные рекрутеры. Из 456 компаний на вопросы анкеты ответили 223, то есть 49 %. Это немного меньше, чем в 2002 году (52 %), но вполне достаточно для того, чтобы исследование получилось достоверным. Среди опрошенных компаний были и те, которые ежегодно нанимают около 300 MBA. Чтобы результаты не получились перекрученными, каждая компания заполняла лишь по одной анкете.
Рекрутеров попросили составить рейтинг из 20 top-школ в соответствии с квалификацией выпускников и с сравнением их опыта работы в компаниях до MBA и после. Компании могли голосовать только за те школы, в которых они активно вели рекрутинг на протяжении нескольких лет. Иначе говоря, положение школы в рейтинге зависело от количества компаний, которые нанимали ее студентов и участвовали в голосовании. Результаты корпоративного исследования могут существенно отличаться от студенческого, однако важно учитывать мнения и тех, и тех. Поэтому 45 % положения школы в рейтинге обеспечили результаты голосования рекрутеров. Конечно же, мнение рекрутеров — это прежде всего «готовность» платит хорошие деньги обладателям MBA из школ лидеров рейтинга. Ситуация с компенсациями выглядит следующим образом.
Наконец, было подсчитано рейтинг интеллектуального капитала каждой школы. Для этого были проверены 18 изданий, начиная с Harvard Business Review и заканчивая Journal of Marketing, на предмет наличия предметных публикаций профессоров бизнес-школ. Школа получала дополнительный балл за индекс цитирования в таких изданиях как The New York Times, The Wall Street Journal и BusinessWeek. В итоге, интеллектуальный капитал внес свои 10 % в положение школы в рейтинге.