Stanford GSB: борьба за место
Чтобы поступить в Стэнфордскую школу бизнеса, нужно быть гением с мощным интеллектом, великой предпринимательской мечтой и сотней тысяч долларов в кармане.Так ли это?
Есть бизнес-школы старше, чем Stanford Graduate School of Business (SGSB), хотя и ее возраст более чем почтенный — 80 лет. Есть школы значительно больше: например, в Гарварде на курсе MBA учатся 900 человек, а здесь только 365, да и число преподавателей меньше в разы. Есть школы чуть более узнаваемые. Но бытует мнение, что у Стэнфорда нет недостатков, очевидно слабых мест, а достоинства, выгодно отличающие от других «гигантов» бизнес-образования, не пересчитаешь по пальцам одной руки. К тому же школа относится к общепризнанной элите, а значит, ее брэнд, репутация, история, «качество» преподавателей и студентов (это корявое определение чрезвычайно распространено в среде выпускников) на очень высоком уровне. И несколько лет подряд она официально признавалась самой недоступной бизнес-школой мира: конкурс на программу MBA здесь составляет в среднем 30 человек на место, а у ближайших конкурентов — чуть больше 10.
Конкурентные преимущества. Первая преимущественная особенность Стэнфорда — расположение в самом сердце Силиконовой долины, мировом центре новейших информационных технологий. Со стэнфордской школьной скамьи открывается прямой путь в одну из многочисленных высокотехнологических компаний. До 50% вчерашних студентов после выпуска оседают именно здесь. Высокие технологии — одно из двух наиболее ярко выраженных направлений в бизнес-школе. «Если вы хотите создать новые Yahoo, Google или Microsoft, школы с лучшей теоретической, практической, а главное, инвестиционной базой вам не найти», — считает управляющий партнер компании MBA Strategy Дмитрий Бондарь. Нередкие гости — первые лица крупнейших технологических компаний. «Здесь читают курсы такие «акулы бизнеса», как Дэвид Фило (основатель портала Yahoo), Джефф Безос (президент Amazon.com), Энди Грув из Intel и другие», — продолжает Дмитрий Бондарь. И вообще некоторые специалисты считают, что не Силиконовая долина притянула к себе такие бизнес-школы, как Стэнфорд, а наоборот, выпускники SGSB стояли у истоков того, что сейчас называется Силиконовой долиной.
Второе превалирующее направление школы и ее объективно сильная сторона — предпринимательство. Стэнфорд видит свою миссию в создании идей, которые расширяют и углубляют понимание менеджмента. Поэтому особенное внимание здесь уделяется таким дисциплинам, как бухгалтерское дело, финансы, управление кадрами, маркетинг и стратегическое развитие. «Политика школы — давать практические знания так, чтобы человек, получив диплом, смог сразу же их применить. Преподавателями здесь являются известные консультанты, имеющие очень тесные контакты с бизнес-кругами, в том числе и из Силиконовой долины», — отмечает исполнительный директор MBA Consult Виктория Пралич. Здесь гордятся своим подходом к образованию, основанном на фундаментальных знаниях, и значительным акцентом на исследовательской деятельности. Амбициозная задача, которую школа ставит перед собой, — готовить беспрекословных лидеров, которые своими принципиально новыми идеями изменят мир бизнеса. Знаменитый девиз SGSB — Change Lives, Change Organizations, Change the World («измени жизнь, измени организацию, измени мир»).
Еще один плюс, которым не может похвастаться ни одна из топовых бизнес-школ, — небольшая величина классов. Хотя у этого утверждения есть обратная сторона: меньше людей — меньше шансов завести знакомства, меньше потенциальных бизнес-контактов. Но, с другой стороны, в маленьких классах легче создать уютную, благоприятную для общения атмосферу. Она-то и отличает Стэнфорд. «В SGSB между студентами складываются тесные отношения. В крупных бизнес-школах объективно сложнее познакомиться с людьми поближе, здесь же ты всех знаешь по имени и в лицо. В школе в чести неординарность, поэтому Стэнфорд — это содружество интересных людей», — рассказывает выпускник MBA-2003 Денис Куракин. Здесь царит командный дух. «Все студенты в Стэнфорде делятся на поэтов и математиков, — говорит менеджер по развитию бизнеса компании QS Зоя Зайцева. — Эта школа одинаково помогает как абсолютным гуманитариям, так и технарям. Первым она дает необходимые знания во всем том, с чем они ни разу не сталкивались, вторым — «человеческие» курсы — управление персоналом, мотивацию».
Разнообразный студенческий состав — характерная черта Стэнфордской школы бизнеса. Люди разных возрастов, национальностей, профессий, представители разных культур и слоев общества, обладающие разным опытом, но обычно очень широким кругозором, создают многослойный интересный сплав. Руководитель проектов в лондонском офисе Boston Consulting Group Андрей Яшин вспоминает: «30-40% слушателей — это либо бывшие банкиры, либо бывшие консультанты: такие стандартные для бизнес-школы специальности. Но также достаточно много людей, которые занимались самыми разными вещами, например работали в благотворительных организациях. Я был знаком с человеком, в прошлом занимавшим одну из руководящих позиций в Белом доме». За одной партой с вами могут оказаться летчик, учитель, писатель, иезуитский монах.
Говорят, что провести два года в Стэнфорде — это провести два года в раю. Калифорния: мягкий климат, благоприятный как для отдыха, так и для работы, здесь не очень жарко и не очень холодно. Горы, пальмы, цветы, яркие, буйные краски. Под боком — один из красивейших американских городов Сан-Франциско. И океан.
Какие они, стэнфордцы. Создается впечатление — чтобы быть принятым в SGSB, надо работать над собой с раннего детства. Грозную приемную комиссию в последнюю очередь интересуют ваши оценки по сданным экзаменам — они должны быть безупречно высокими. На протяжении последних лет школа удерживает пальму первенства по уровню GMAT (Graduate Management Admission Test) у поступивших студентов. Этот тест для приемной комиссии — знак того, сможете ли вы или нет учиться в бизнес-школе. Он проверяет аналитические и математические способности, а также знание английского языка. И хотя Стэнфорд не устанавливает минимума по GMAT, но в среднем поступившие туда набирают 718 баллов из 800 возможных.
В вашем багаже, с которым вы собираетесь покорять SGSB, непременно должны быть выдающиеся академические успехи, активное ведение общественной деятельности, интересный опыт работы и вызывающая неординарность. Если в других школах пытаются в каждом поступающем разглядеть профессионала, здесь высматривают личность. Интересует все необычное: путешествия на край света, невообразимые знакомства, уникальный опыт (например, очень неплохо, если до поступления вы опубликуете книгу), великие цели, в достижении которых вам просто необходимо именно обучение в Стэнфорде. Приветствуемые качества: энергичность, целеустремленность, сила воли, стойкая вера в свою звезду, открытость, коммуникабельность, лидерский и организаторский потенциал.
Но, даже обладая большинством из перечисленного, вы можете не поступить. «Из девяти наших клиентов в этом году, которые были приняты в лучшие мировые бизнес-школы, четверо подавали документы и в Стэнфорд. Более того, выделяли школу в качестве приоритетной и готовились очень серьезно. Лишь одному человеку удалось попасть в лист ожидания, остальным, к сожалению, не повезло вообще. И это несмотря на то, что им прислали приглашения такие авторитетные школы, как Wharton, Duke, Chicago, MIT», — говорит Дмитрий Бондарь.
«Ходит миф о том, что все студенты Стэнфорда очень заносчивы и высокомерны, — отмечает Зоя Зайцева. — Выпускники этой школы могли назначить в компании интервью и не прийти на него или прийти и откровенно заявить рекрутеру, что я к вам пришел потренироваться, а работать у вас не собираюсь. Многие работодатели стали жаловаться, кто-то даже объявил Стэнфорду байкот. Но все мои знакомые стэнфордцы — очень милые ребята».
В SGSB учиться недешево. Плата за обучение за 9 месяцев 2005-2006 годов составляет $41,5 тыс. Прибавьте к этому проживание — примерно $19 тыс. (если вы приезжаете с супругой или супругом, эта цифра возрастает до $28 тыс.). Остальные расходы, среди которых оплата учебников и медицинской страховки, — еще $7 тыс. Итого первый год в Стэнфорде вам обойдется в $67 тыс. на одного и почти $80 тыс. — на двоих. Школа гарантирует кредит на выгодных условиях (примерно 7% годовых на длительный срок), которого хватает на обучение и проживание. У SGSB существует партнерская программа с банками (в частности, с Citibank), которые считают, что, если человек поступил сюда, проблем с ним не будет.
Частности. В Стэнфорде понимают, что к интенсивной учебе людей, отвыкших от нее, нужно подготовить. Для иностранных студентов разработан специальный курс, помогающий им адаптироваться к американскому образу жизни (занятия можно посещать вместе с супругами). Для всех предназначена ориентационная неделя. Она состоит из множества академических и социальных мероприятий, способствующих акклиматизации в новых условиях. Студенты знакомятся с преподавателями и между собой.
Стэнфорд регулярно посещают известные и влиятельные бизнесмены и политики, которые выступают перед студентами, а порой и читают курсы лекций. Здесь находится Институт Гувера, который, в частности, занимается разработкой американской внешней политики. Так что стэнфордцы могут беседовать с людьми, оказывающими непосредственное воздействие на политику и экономику США. «Гость, который произвел на меня наибольшее впечатление, — Уоррен Баффет. Очень интересно видеть человека-легенду вживую. Он увлекательно рассказывал о себе и задавал аудитории провокационные, не слишком корректные вопросы, что в Америке не распространенное явление. Например, он предлагал каждому из нас в уме просчитать, в какого одноклассника мы бы инвестировали деньги, как в бизнес-проект, а в какого нет, понимая, что его акции в будущем пойдут вниз. Такие вещи обычно не говорят — поэтому подобное неформальное общение и ценно», — делится впечатлениями Андрей Яшин.
Отдельная тема — проживание в Стэнфорде. Особенной любовью стэнфордцев пользуется студенческое общежитие на территории школы, Шваб-центр, смахивающий на дорогой отель: бассейны, аккуратные газончики, фитнес, читальный зал и прочие удобства. Перед вселением студент проходит специальный тест, чтобы администрация поняла, куда лучше поселить новичка — в спокойную зону или тусовочную. Для семейных пар приготовлены отдельные здания.
Жить в бизнес-школе весело. Что ни день, то несколько развлекательных и спортивных мероприятий. Например, здесь существует традиция пить пиво по пятницам на ступеньках школы. «Студенческая жизнь — трагическая нехватка времени, — объясняет Андрей Яшин. — Бизнес-школа, как ничто другое, научила меня ценить и с умом распоряжаться своим временем. Учеба, всевозможные вечеринки, выступление гостевых спикеров, — все это вместе занимало в четыре раза больше времени, чем в принципе было. Часто приходилось делать жесткий выбор между очень интересными вещами». «Студенческая жизнь была сплошным праздником, — дополняет Денис Куракин. — Общение, веселые тусовки. Много времени было потрачено на поиск себя, ответов на вопросы: кто ты, что собой представляешь, чего хочешь от этой жизни. Это было время самоопределения. Стэнфорд дал мне более четкое понимание себя».
В первый год студенты обычно ищут для себя компанию, поэтому и уделяют много времени вечеринкам и различным ужинам. Потом образуется круг людей, близких друг другу по духу, и в течение второго года они тесно общаются уже между собой. Второй учебный год полностью состоит из предметов по выбору. «Преимуществом стэнфордского образования является большое количество специализированных курсов по психологии, которых в Стэнфорде в три раза больше, чем в других школах. Конечно же, изучение лидерства, управления человеческими ресурсами и организационного поведения будут чрезвычайно полезны для будущего управленца», — отмечает руководитель направления «Банки и инвестиции» Penny Lane Consulting Елена Петросян. «Один из самых интересных курсов, которые я посещал в Стэнфорде, был посвящен психологии групп. Он состоял частично из лекций, а в большей степени из практических упражнений. Это совершенно нестандартные методы преподавания, ничего подобного в России я не видел. Этот курс позволяет узнать маленькую группу одноклассников очень хорошо. Но ты не только многое понимаешь о них, ты многое узнаешь о себе», — рассказывает Андрей Яшин.
Россиян в Стэнфорде немного, в среднем два человека на курсе. Большинство из них после выпуска находят работу за границей и на родину не спешат: приобретают драгоценный опыт.
Маргарита Удовиченко. Журанал «Финанс»