Долгая дорога «из низов» на Олимп успеха

Наши в Швейцарии
Роман Хоменко сумел изменить строгие швейцарские правила IMD, придав им некоторый русский шарм. На занятиях использование мобильных телефонов запрещено, провинившийся покупает бутылку дорогого шампанского каждому присутствующему студенту. 36-летний Роман, переживший агрессивное начало капитализма у себя на родине, поразил своих коллег тем, что вышел на средину аудитории, включил свой мобильный телефон и дал ему зазвонить. «Так я сообщил моим коллегам о том, что я обручился с моей любимой», — поясняет Роман свой поступок.



Такие широкие жесты станут нормой для любого, кто пройдет путь от ученого-биолога до уборщика, от кассира в банке до вице-президента одной из наиболее крупных и преуспевающих компаний страны.
Не удивительно, что он не чувствовал себя некомфортно несмотря на то, что средний возраст студентов в его классе был около 40 лет. Такого рода вызов был ничем по сравнению с огромным риском и теми стрессами, которые составляли привычную жизнь компании Юкос – компании, окруженной политическими и криминальными разборками.
Философия жизни
Увидев его коротко постриженные волосы и золотую цепь на шее, трудно поверить в то, что этот человек – биолог и иммунолог, имеющий научную степень. Свои открытия Роман положил в основу своей философии жизни, девиз которой – «Я — дарвинист».
Это означает, что выживает сильнейший. В списке людей, которыми восхищается Хоменко, Ходорковский занимает первое место. «У меня в кабинете висит его огромный портрет», — говорит он. «Если бы два года назад кто-нибудь мне сказал, что у меня в кабинете будут чьи-либо фотографии помимо фотографий моей жены и детей, я бы ответил этому человеку, что он сумасшедший».
Несмотря на серьезные проблемы Ходорковского, Роман не отказывается от своего «кумира». «Юкос стал наиболее эффективной компанией, и действовали мы в рамках закона», — поясняет он.

С другой стороны, Роман отмечает: «В регби и шахматы играют по разным правилам. Мы продаем топливо, и мы более справедливы, чем наши конкуренты. Вместе с тем, не стоит нас сравнивать, скажем, с начальной школой».
Начало пути
Как и другие истории о достижении успеха, эта сага не лишена некоторого личного вклада. В конце 80-х, работая биологом и получая нерегулярную зарплату в размере 240-3000 рублей, Хоменко подрабатывал ночью таксистом. Однажды он подвозил пожилого человека до его офиса. Тот заметил, на сколько усталым был таксист, и пригласил его на чай.
Этим пожилым человеком оказался отец Ходорковского , который предложил Роману подработать уборщиком в Menatep Bank, созданном самим Ходорковским. Подумав несколько месяцев, Хоменко все-таки принял это предложение.
После прохождения дополнительной подготовки Хоменко значительно продвинулся по службе в банке. В 1995 году он по собственному желанию присоединился к одной из двенадцати команд, которые отправились в регионы бороться с коррупцией работников Юкоса.
«Это было непросто», — рассказывает он. «Криминальные авторитеты пытались нас подкупить, постоянно нам угрожали. Ходорковский уволил 11 из 12 управляющих командами. Я выжил». Так он стал заместителем главы финансового отдела главного офиса в Москве, а после этого – вице-президентом.
Без MBA не обойтись
«Я думал, что моего образования – научных степеней, сертификатов the Institute of Petroleum in London — вполне достаточно», — рассказывает Хоменко. «Но когда на очередном заседании Ходорковский отметил, что менеджеры должны иметь серьезное международное образование, я понял — речь идет обо мне».
Он выбрал программу IMD отчасти потому, что его друг получил там MBA, и отчасти потому, что посчитал свой английский недостаточно совершенным для постоянного общения с носителями языка.
Больше всего Роману понравилась интенсивность тренировок в небольших группах, несмотря на то, что приходилось не одну ночь напролет просидеть над книгами, готовясь к предстоящему занятию. «Если даже на утро приходился скучный урок, следующий был потрясающим», — объясняет он свое усердие.
«Обучение окупило себя уже в сотни раз. 80 % той информации, которую я получил, я использую в бизнесе», — говорит он, особенно отмечая бухгалтерию, умение вести переговоры и брендинг. Наглядный пример использования последнего – новый ярко зелено-оранжевый логотип, красующийся на 700 заправках компании.
Больше всего он отмечает значение делегирования полномочий. Эти знания оправдали себя раньше, чем все остальные: когда Роман  был завален работой над курсовой, он значительно сократил регулярные двухчасовые видеоконференции с директорами из Москвы.
Результаты
По возвращению он уволил 30 % директоров – тех, которых он посчитал неспособными нести ответственность. «Я провел годы, управляя компанией в кризисных ситуациях. Тогда не было времени что-либо обсуждать: сделайте это немедленно или будете уволены. Меня вполне устраивало, если 70 % решений были удачными. Я научился использовать мозги моих служащих».
Наверное, лучшей оценкой качества обучения в IMD является тот факт, что после завершения программы Хоменко не раз возвращался для прохождения дальнейших серий курсов. Более того, он говорит, что лет через десять хотел бы попробовать себя в качестве профессора бизнес школы, преподающего курс «Управление на восточных рынках в условиях риска».
Его рекомендации для современной России таковы: «Забудьте о каких-либо правилах; найдите партнеров, ориентированных на запад; семь раз отмерьте и один раз отрежьте; думайте быстро; не верьте конкурентам; имейте ввиду, большой доход означает большой риск; помните о давлении государства; помните, Москва и Россия – две разные страны».
Как патриот, он пессимистично оценивает будущее России при руководстве «бывшего шпиона Владимира Путина». Именно поэтому он планирует отправить свою старшую дочь на обучение в Британию. Он уверен, что сможет найти работу где бы то ни было, и все это благодаря IMD.



Отзывы (1)

  1. Гузель Закарян пишет:,

    28 мая, 2010 @ 10:01 дп

    Отличная статья! Радует, что есть такие интересные и увлеченные люди, которые действительно работают над собой и действительно творят. Успехов ему и всем нам!

RSS feed отзывов к этой статье