Эссе и его написание. Главное – не перестараться

1. Больше – лучше?


«Мягко говоря, это было не очень качественная работа», — осторожно говорит Джули Берфут об одном «дополнительном» эссе, которое она получила, будучи помощником декана в Emory University’s Goizueta Business School. «Этот парень, не обладавший особыми способностями, отослал черновик своего романа – 30 с лишним страниц. Хотя, романом это тоже назвать нельзя, так, слегка измененная биография парня, который победил себя и, в конце концов, оказался в бизнес школе. Сочинение — эссе было написано не важно и слишком сентиментально. Это и заставило нас усомниться в том что он наш студент.

Другому безнадеге из той же Goizueta пришла в голову «оригинальная» мысль: пропеть название школы под рок-музыку. «Это было действительно ужасно», — вспоминает Берфут. «Он все пел Goizueta, Goizueta, ты — школа для меня! Самое интересное то, что он вовсе не иронизировал. По крайней мере, так казалось», — смеется Джули. «Если Вы не уверенны, что Ваша идея действительно оригинальна, лучше откажитесь от нее».


Ден Салливан, бывший член приемной комиссии в UC Berkeley’s Haas School of Business, добавляет: «Правило первое: не забывайте, что мы проверяем тысячи сочинений за несколько месяцев. Думаете, мы потратим целый час на то, чтоб послушать чей-то записанный дома CD? Неужели Вы настолько самоуверенны? Второе: что если мы все-таки его послушаем, но он нам не понравится?»

2. Что, если мне позвонит Президент?

«Один парень, с которым я проводил интервью, был влюблен в себя», говорит Салливан. «Он лениво откинулся на спинку стула и вел себя так, будто это я аппликант, а он – член комиссии. Он был настолько агрессивным, что я с трудом мог заставить себя задавать ему вопросы», рассказывает Ден. Но от того, что последовало потом, челюсть интервьюера просто «выпала». «Зазвонил его мобильный телефон и, вместо того, чтоб его отключить, он ответил! Больше того, после нескольких минут беседы, он продолжил разговор со мной и даже не извинился». Салливан резюмирует: «Кандидат не то, чтобы не произвел на меня впечатления, он выставил себя полнейшим идиотом».

Дженни Миллер, бывший помощник главы приемной комиссии UT Austin’s McCombs School of Business добавляет: «Аппликанты всерьез думают, что звонок главы какой-то компании или какой-либо высокопоставленной особы может произвести впечатление на интервьюера. На самом деле, это раздражает».

3. Детали – нужно ли в них вдаваться?

Некоторые кандидаты думают, что приемной комиссии интересны мельчайшие подробности их жизни. «Конечно, нам крайне интересна жизнь нашего аппликанта и его семьи», — говорит один интервьюер, пожелавший остаться инкогнито. «Но иногда кандидаты представляют себе все совсем по-другому. Например, тему «Моя семья уникальна потому что…» один из аппликантов представил через несправедливость и жестокость борьбы его отца с белочками и кротами. Под конец эссе мы поняли, что кандидат восхищается своей сестрой, которая заступилась за бедных животных. Однако, знать такие детали нам ни к чему: они ведь не убеждают нас в уникальности самого кандидата».

4. Художественная литература – прерогатива писателей?

Ах, если бы студенты прислушивались к совету мистера Уайта: не старайтесь прыгнуть выше головы, когда пишете эссе. Избегайте напыщенных фраз и заумных слов, которые Вы сами с трудом понимаете. «Студенты так хотят произвести впечатление, что часто пишут эссе в художественном стиле», — вздыхает Салливан. «Иногда это даже больно читать. Кандидаты выбирают классическую тему, но раздувают ее так, будто бы без подробного описания их опыта жизнь на земле прекратиться. Припоминается пару случаев, когда аппликанты чересчур превозносили своих родителей, хотя ничего уникального в их модели воспитания не было», — добавляет он. «Знаете, даже если четкие пределы эссе официально не установлены, они все равно есть».

Берфут чуть ли не с отвращением вспоминает некоторые автобиографические эссе. «Кандидаты должны избегать две вещи: стихов и описания «ненормальностей» в их собственной семье, если, конечно, последние чудом не повлияли на решение студента получить MBA. Еще следовало бы отказаться от фраз типа «Я всегда хотел …». Они мгновенно навивают скуку. Я всегда хотел быть астронавтом… Я всегда хотел лечить рак… Я всегда хотел получить MBA…»
5. Цель оправдывает средства?

Когда Ден Салливан вдруг превратился в «Профессора Салливана» и отправился в Сеул, чтобы провести интервью с очередным аппликантом, его ждал небольшой «сюрприз». Сначала – лучший номер в самом престижном отеле, который профессор сменил на менее шикарный, когда узнал о родственных связях аппликанта и владельца отеля. Потом – не пунктуальность кандидата. И, наконец, «явление» аппликанта в компании со своим адвокатом. «Когда они приехали, мы неловко застряли в дверях моего номера. Адвокат постоянно что- то говорил, а сам аппликант лишь улыбался и кивал головой. Мне пришлось буквально вытолкать адвоката за двери, после чего выяснилось, что кандидат даже не имел понятия, зачем ему MBA», делится впечатлениями Салливан.

6. Слащаво — значит вкусно?

«Один аппликант решил воспользоваться семейным бизнесом для того, чтобы продемонстрировать все свои преимущества. Он отослал нам целую коробку печенья с предсказаниями внутри. Например, если его примут, наша школа станет еще более знаменитой. Или, когда он получит MBA, то станет директором такой-то компании. Предсказания были написаны на английском и китайском, что подчеркивало его знание двух языков. Немного наиграно получилось, хотя печенье было вкусным», — завершает ряд историй Берфут.



Обсуждение закрыто.